В авангарде науки

27 декабря 2021 года

В авангарде науки

Транспортные вузы в течение 10 лет будут получать гранты на собственное развитие

Весной 2021 года Правительство Российской Федерации выпустило постановление «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которым были утверждены основные постулаты программы, в том числе и правила проведения отборочных этапов, правила предоставления самого гранта, а также даны соответствующие указания образовательным организациям высшего образования. К слову, именно на их развитие в сфере научной деятельности и направлено действие данного постановления.

Глобальные изменения

В итоге заявки на участие в программе «Приоритет-2030» подали свыше 190 учебных заведений, в том числе пять транспортных вузов: Сибирский, Уральский, Иркутский и Петербургский государственные университеты путей сообщения, а также Российский университет транспорта. Стать участниками программы академического лидерства смогли два из них — ПГУПС и РУТ.

В рамках программы

Всего участники презентовали 409 стратегических проектов. Более половины из них ориентированы на цифровую трансформацию, а также на мониторинг и контроль эмиссии парниковых газов. В программу попали 106 университетов, в том числе РУТ (МИИТ) и ПГУПС. Они получат гранты на обновление учебно-лабораторной базы и цифровую трансформацию учебных заведений, научные исследования, развитие кадрового потенциала и академической мобильности, разработку новых образовательных программ.

Российский университет транспорта также представил свое видение реализации программы академического лидерства на суд комиссии. На сегодняшний день РУТ представляет собой единственный системообразующий вуз в системе Минтранса России: 35 тыс. студентов, более 30 тыс. слушателей по программам дополнительного профессионального образования. По словам руководства университета, развитие ведущего транспортного вуза тесно коррелируется с транспортной стратегией Российской Федерации, в разработке которой университет принимал непосредственное участие, а также определено утвержденной Правительством РФ концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса.

Участие в программе «Приоритет-2030» глазами РУТа выглядит как реализация стратегических проектов, отражающих повестку развития транспортной системы страны. По мнению представителей университета, ключевой целью программы является трансформация крупнейшего железнодорожного вуза в общетранспортный университет, интеллектуальный центр поддержки внедрения новых технологий в транспортной отрасли.

В связи с этим университет представил на рассмотрение Минобрнауки России несколько проектов, каждый из которых получил одобрение. Первый из них нацелен на решение транспортных проблем городских агломераций, многие из которых усугубятся, согласно мнению специалистов, к 2050 году, так как большая часть населения в мире будет проживать именно в городах. Количество пробок, аварийных ситуаций, вредных выбросов лишь увеличится к обозначенному сроку. РУТ же предлагает решение — создание в городах мультимодальных интеллектуальных транспортных систем.

По словам специалистов вуза, в рамках данного проекта уже ведется разработка платформы моделирования городских пассажиропотоков нового поколения, а также системы мультимодального планирования движения транспорта. Названные проекты планируется разрабатывать совместно с партнерами РУТа — МФТИ, исследовательским центром «Информатика и управление» РАН. Анализ данных будет осуществлен на основе сведений, предоставленных ОАО «РЖД», ГУП «Московский метрополитен», ЦОДД.

Второй проект касается обеспечения беспилотного движения в рамках опорной сети автомобильных дорог. Основные цели — к 2030 году снизить издержки по грузоперевозкам до 40%, минимизировать аварийность участков и число жертв ДТП. По словам руководства университета, сегодня многие работают над созданием систем автоматизированного управления именно конкретными транспортными средствами. А университет предлагает создать цифровую платформу как часть экосистемы сервисов мобильности, что позволит использовать механизмы рационального управления движением именно как целой системой. В рамках работы над вторым проектом университет планирует создать саму модель дорожного движения, а также необходимую для нее испытательную инфраструктуру, которая сможет стать полем для отработки проектных решений.

Еще один проект коснется поддержки внедрения в стране и мире автономного судовождения и электронной навигации. По словам представителей университета, это позволит судовладельцам на треть сократить операционные расходы и повысить безопасность. Поскольку в современном мире идет борьба за лидерство в данной области, университету поручено обеспечить продвижение именно российских стандартов автономного судовождения в Международной морской организации и создать систему подготовки высококвалифицированных кадров. Реализация этого проекта сможет положительно сказаться на отработке технологических решений по управлению силовой установкой и оборудованием автономного судна, а также поспособствует созданию сквозной системы подготовки специалистов для управления ими. В частности, университет планирует потратить часть полученного гранта на оснащение системами автономного судовождения имеющегося комплекса навигационных тренажеров и вновь создаваемого за счет средств отраслевого министерства учебного судна. «Грант пойдет в том числе на формирование точек технологического роста, связанных с созданием интеллектуальных транспортных систем, управлением мобильностью в мегаполисах, беспилотным судовождением», — сказал ректор РУТа Александр Климов.

Руководство университета в ходе защиты проекта также отметило, что реализация озвученных стратегических проектов потребует смены модели работы вуза. Однако, судя по эффективной работе университета, реорганизация учебного процесса на базе собственных стандартов уже началась. Кстати, частично именно в рамках реализации озвученных планов недавно вуз запустил проект по молодежному технопредпринимательству на площадке университетского технопарка «Московский транспорт». Существенная доля планов связана также и с созданием многофункционального технологического кластера «Образцово», на который согласно соответствующему постановлению Правительства РФ предусмотрено выделение почти 30 млрд руб.

Реализация столь масштабной и амбициозной программы, разумеется, потребует от университетов, ставших ее участниками, колоссальной работы, выхода за рамки привычного взаимодействия между собой и другими научными организациями. Однако, по словам представителей как отобранных вузов, так и Минобрнауки России, именно такого стимула и ждала отечественная наука для выхода на принципиально новый уровень.

Источник: Российский университет транспорта

Будь в курсе актуальных новостей

Все события

Контакты

Напишите нам

Напишите нам по общим вопросам, в том числе о возможностях поступления

info@ctutp.ru

Посетите нас

Посетите нас в дни открытых дверей и на других открытых мероприятиях

127994, г. Москва, ул Образцова, д 9, стр. 9